"Голос"

Пресс-конференция. 16 декабря 2003г.

Ассоциация "В защиту прав избирателей "Голос" непартийная и неполитическая организация основной целью, которой является мониторинг выборов в органы власти и мониторинг выборных органов власти.
Мы не даем оценки политическому выбору, который сделали граждане 7 декабря.

Мы осуществляли наблюдение (мониторинг) всей избирательной кампании и регулярно делились с гражданами своими наблюдениями через СМИ, интернет сайты "Голоса".

Наша цель: открытый, честный избирательный процесс, непредвзятое подведение итогов голосования.
В день выборов наблюдение за соответствием действий избирательных комиссий законам Российской Федерации стало нашей главной задачей.

Впервые неполитическая и непартийная организация осуществила независимое наблюдение за работой избирательных комиссий в пределах всего округа.

Наблюдатели "Голоса" присутствовали на 200-х избирательных участках Промышленного избирательного округа. Наблюдателям оказывали поддержку 10 человек мобильной бригады наблюдателей-корреспондентов газеты "Гражданский Голос". На подавляющем большинстве участков мы обнаружили несброшюрованные списки избирателей, нарушение п.12, ст.15 ФЗ ГД. Устранять нарушение члены УИК и председатели не собирались не смотря ни на устные, ни на письменные жалобы. На части избирательных участках списки оставались несброшюрованными до 19-00 часов. Те, что были сброшюрованы, по сути, не устраняли нарушение, они оставались без печати УИК и подписи председателя.

У нас остается вопрос: откуда взялись списки избирателей, не включившие жителей десятилетиями проживающих по указанному адресу и включенных в день голосования в дополнительные списки; почему в списках оказались давно, до 15 лет назад, выбывшие по разным причинам с данного места жительства граждане? Не работали в предвыборный период паспортно-визовая служба и ЗАГС, муниципальные власти, обязанные выверять списки каждые полгода, не смогли обратиться в названные службы, списки в тех же службах не смогли или не хотели уточнить избирательные комиссии?

Увеличение числа жителей в день голосования происходило практически на всех участках за счет их включения в дополнительные списки. Кто были эти люди и на основании ли отметки о регистрации в паспорте их включали в списки? Почему части граждан отказано во включении в дополнительные списки и в праве проголосовать?

Мы отмечаем наличие нарушения избирательного законодательства при организации голосования военнослужащих и отмечаем, что в день выборов на некоторых участках произошло увеличение числа граждан на 800 и 1000 человек за счет военнослужащих, в нарушение законодательства представивших списки в день голосования, в то время как п.6 ст.16 гласит "военнослужащие, находящиеся вне места дислокации военной части и не имеющие возможности получить открепительное удостоверение, могут быть включены решением УИК в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному в ТИК либо УИК не позднее, чем за 7 дней до дня голосования".
На большинстве избирательных участков мы не обнаружили Ведомости передачи бюллетеней от председателя членам УИК. Скажите, как можно контролировать выдачу бюллетеней в течение дня? Нашими наблюдателями отмечаются случаи, что цифры полученных бюллетеней УИК оглашенных утром и в конце голосования отличаются.

Мы отмечаем нарушение избирательного законодательства при осуществлении голосования вне помещения избирательного участка (на дому). В большинстве случаев Реестры для регистрации заявлений и заявок для голосования на дому не ведутся. Мы обнаруживали замусоленные тетради, списки, но не Реестры. В результате наши наблюдатели фиксировали, что по прибытии избирательной комиссии по указанному адресу, граждане отказываются голосовать. Вопрос на основании чего они оказались в списках для голосования на дому? Кто составил эти списки? И почему только после осуществления голосования "на дому" их вносили в Реестры?

Почему десятки граждан вынуждены были обратиться в "Голос" и областную избирательную комиссию по горячей линии телефона из-за неприбытия членов УИК по поданному заявлению о предоставлении возможности проголосовать на дому?

Мы отмечаем, что детально прописанную законодательно процедуру подсчета голосов (п.1, ст.81 "Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей...") приходилось добиваться наблюдателям устными и письменными жалобами. Тем не менее, на большинстве участков мы так и не увидели последовательно заполняемых увеличенных форм Протокола, процедура, которая служит одной из форм контроля за подведением итогов. Мало того, мы увидели практику комиссий, что если цифры не сходятся, то их заменяют другими…

Мы стали свидетелями в отказе выдачи копий протоколов подписанных членами избирательной комиссии, до отъезда в вышестоящую избирательную комиссию. Есть пример, когда председатель выехала в территориальную избирательную комиссию с Протоколом заполненным карандашом, но со всеми подписями членов избирательной комиссии выполненных ручкой .

Особо мы хотим отметить, что весьма распространенным явлением работы председателей избирательных комиссий является грубость и хамство, запрет на получение информации о документах, данных хода голосования и подведения итогов.

Чтобы выборы проходили честно, а итоги подводились непредвзято, избирательные комиссии обязаны обеспечить:

  • хорошо обученных, подготовленных членов комиссий, способных и имеющих возможность совершать беспристрастные, четкие и последовательные выборные процедуры;
  • необходимо, чтобы действия избирательных комиссий точно соответствовали избирательному Закону;
  • избирательные комиссии обязаны своевременно осуществлять работу со списками избирателей, чтобы они были точными, данные своевременно обновлялись;
  • комиссии обязаны обеспечивать просветительские программы для граждан;
  • выборная документация, бюллетени должны быть надежно защищены во избежание краж и подделок;

Общее, что должно объединять избирательные комиссии - это гласность, коллегиальность во всех действиях.
Напоминаем, что 50% состава УИК представители политических партий. А подготовлены ли они для работы в УИК, обучены ли?

Часть состава УИК представители муниципальных структур и предприятий - независимы ли они, готовы ли они осуществлять действия по Закону, а не по указке своих руководителей?

Впереди выборы Президента, хотелось бы, чтобы комиссии руководствовались Законами, а не интересами борющихся кандидатов и партий.

Одной из возможностей демократизации и прозрачности выборного процесса, повышения к нему доверия избирателей мы видим в том, что

  • политические партии и средства массовой информации должны иметь свободу действий и быть подготовленными для восприятия и одобрения этичных и нравственных правил поведения во время избирательной кампании и вообще - в период выборов;
  • должны быть созданы условия для наблюдения над выборами непартийных общественных организаций и рядовых граждан своей страны, а также для международных наблюдателей.

"Голос" выражает огромную благодарность всем добровольцам потратившим время и усилия на обучение-тренинг навыкам наблюдения и принявшим участие в наблюдении в день выборов.

Ассоциация "Голос" благодарит журналистов самарских СМИ принявших участие в работе мобильных бригад наблюдателей. Они стали свидетелями и участниками, и обучения наблюдателей, и наблюдения в день выборов.

Мы очень рассчитываем на сотрудничество со всеми, кто заинтересован в продвижении идеи прозрачных и честных выборов.


© 2002г. "Информ-С"