Гражданский Форум в Самареwww.forumsamara.ru
 
Людмила Кузьмина. Самара.

О внесении изменений в действующую Конституцию Армении: уроки референдума.
Заметки международного наблюдателя.

Одновременно с выборами депутатов Парламента страны 25 мая 2003г., гражданам было предложено проголосовать за внесение изменений в действующую Конституцию Армении.

19 февраля 2003года Р.Кочарян был избран Президентом Армении на второй срок. Одним из предвыборных обещаний Р.Кочаряна, как кандидата в президенты была обозначена необходимость уменьшения полномочий президента и, в связи с этим внесение изменений в Конституцию Армении.

Таким образом, одновременно с выборами депутатов Парламента страны 25 мая 2003г., гражданам было предложено проголосовать за внесение изменений в действующую Конституцию Армении.

Вопрос референдума звучал прозаично: Вы за или против внесения изменений в Конституцию Армении?

Однако предложенные изменения не убавляли власть действующего президента, а напротив увеличивали ее, добавляя к текущим полномочиям более 15 новых.

Несколько примеров:
Вместо того, чтобы в соответствии с действующей Конституцией в течение 5 дней подписать и огласить Закон, принятый Парламентом, Президент может обратиться к Конституционному суду с запросом дать заключение о его соответствии Конституции. Все бы ничего, но из текущего законопроекта снято весьма существенное положение, а именно - Конституционный суд имеет на это рассмотрение месячный срок. Результат: принятие законопроекта может абсолютно законно затянуться на очень неопределенное время, что позволяет Президенту задерживать принятые Парламентом Законы.
Так же весьма незначительная замена в п.5,ст.55 действующей Конституции слова "гражданское" на слово "государственное" позволяет Президенту согласно его новыми полномочиями, учреждать по сути любые государственные структуры не предусмотренные Конституцией.

С этой поправкой весьма сочетается другая существенная поправка в ст.85, согласно которой исполнительной властью Армении должны быть наделены "Правительство и другие органы, выполняющие функции исполнительной власти". Все бы ничего, если бы было указано, что это чрезвычайные ситуации и неплохо бы было указать что это за "другие" органы, кто образует эти органы, и как они будут формироваться. Скажем, национальное собрание действует в соответствии с Уставом, а в соответствии, с чем будут действовать эти "другие органы", когда в проекте не предусмотрено их формирование национальным собранием?

Вот так "не важные" поправки становятся очень важными для усиления власти Президента.

Согласно еще одной поправке президент получает право назначать и освобождать Марзпетов (губернаторов), основываясь на рекомендации премьер-министра!

Есть еще поправки, существенные и, на первый взгляд, не очень, которые, в конечном счете, делают Президента из просто сильного в абсолютно сильного! Думается, что наделение такими полномочиями даже карманного Парламента менее опасно, чем наделение ими одного человека. Но Президенту почему-то хочется.

Именно поэтому, во-первых - сроки обсуждения поправок были минимальны; во-вторых - учитывая ситуацию со СМИ в Армении, где негосударственных и тем более свободных СМИ не наблюдается.

Наблюдение и опросы граждан, членов избирательных комиссий показало, что мало кто знаком с поправками в Конституцию, вынесенными на референдум. Мы спрашивали о сути поправок не только граждан, но подчеркиваю, членов избирательных комиссий и не встретили ни одного, кто мог бы сказать, что знает суть поправок. Никто не сказал, что эти поправки сделают граждан более самостоятельными, свободными и имеющими влияние на выбранную ими власть.

Плебисцит не состоялся. Граждане в нужном количестве не проголосовали за поправки в Конституцию, а власть и не особенно настаивала. Есть очень существенное наблюдение. Партии, оппозиционные ли, про правительственные ли, при встречах говорили о том, что референдум скорее не состоится. За два дня до выборов Президент Армении выступил в СМИ и сказал, что скорее даже не важно состоится ли референдум, надо сосредоточить усилия на выборах депутатов Парламента, если не состоится, то старая Конституция еще послужит…

Слушая высказывания самых разных лидеров политических, общественных, граждан, показалось, что даже те, кто считаются близким президентским окружением, испугались усиления власти Президента. Не мудрено, все вместе мы уже проходили этот урок.


© 2002г. "Информ-С"