Елизавета Бачеева

Отчет по выборам во Львове.


Пожалуй, выборы в России перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. В день голосования избирательные участки зачастую посещает меньше положенного процента избирателей, и сорвавшиеся из-за неявки выборы уже никого не могут удивить. Приехав в составе группы наблюдателей на выборах Верховной Рады Украины, мы были готовы провести день голосования в привычной размеренной и немного скучной обстановке избирательного участка, побеседовать с комиссией, дождаться подсчета голосов, отметить характерные и нехарактерные нарушения и т.д. Однако уже за день до выборов стало ясно, что все будет совсем по-другому.

Во Львове нас принимала местная организация Комитета избирателей Украины. По их информации, выборы могли не состояться на многих участках Львовской области лишь потому, что избирательные комиссии были сформированы из минимально возможного числа человек - восьми. В случае отсутствия хотя бы одного члена комиссии в день голосования, выборы на этом участке не проводятся. Вероятность подобного срыва была велика: во-первых, члены избирательной комиссий работали бесплатно и на голом энтузиазме, а во-вторых, процесс формирования затянулся до последних дней избирательной кампании, некоторые комиссии ни разу не собирались вместе, и не было уверенности в том, что эти люди попали в нее не случайно. Высказывались подозрения, что будет массовое голосование по открепительным талонам вне участков проживания, вброс бюллетеней, т.д.

Однако то, что происходило в день голосования, превзошло все наши ожидания. На открытии избирательного участка мы застали десятка два наблюдателей, проходивших инструктаж под руководством председателя комиссии. К восьми часам утра избирательные ящики были опломбированы и на участок впустили первых избирателей. Через пять минут с начала голосования выстроилась огромная очередь к столам избирательной комиссии, которая со временем не рассеивалась, а еще больше нарастала. К 11 часам хвосты очередей появлялись на улице, на избирательных участках была суматоха и столпотворение. Выстоять очередь в кабинку для голосования уже ни у кого не хватало терпения, поэтому ищущие место избиратели бродили по всей школе, дому культуры, училищу, где обычно располагался избирательный участок, заполняли бюллетени на столах комиссии, урнах для голосования или просто на спинах друг у друга. Находиться долгое время в такой давке и духоте не было никакой возможности. Наблюдатели и члены избирательной комиссии падали в обморок, однако избиратели уходить не собирались. Такая картина повторялась на всех участках и вплоть до их закрытия. После 20:00 имели право проголосовать только те избиратели, которые находились на избирательном участке. В таких случаях голосование затягивалось до поздней ночи.

Как же так получилось? И что это было: гражданский порыв или не неудачная попытка срыва выборов? Да, мы слышали жалобы членов избирательных комиссий, что помещения для голосования, предоставленные администрацией, не соответствовали установленным критериям. Но в этом ли дело?

Впервые на выборах стали применять контрольные талоны. Безусловно, идея хорошая, однако в день голосования вызывало определенные трудности. Четыре подписи избирателей на талонах и в списках, лишние движения членов избирательной комиссии, неотработанность процедуры внесли суету в четкий механизм голосования. Далее, необходимо учитывать, что по всей Украине выборы в Верховную Раду были совмещены с выборами региональными и местными. Таким образом, избиратели получали по пять - шесть бюллетеней за один раз, что еще больше затягивало процедуру выдачи бюллетеней и их заполнения, не говоря уже о подсчете. Большой проблемой стали списки избирателей. Зачастую в списках отсутствовали не то, чтобы отдельные избиратели, а целые улицы. Дополнительные списки предусматривались только для голосующих по открепительным удостоверениям, поэтому фамилии избирателей, по каким-то причинам "забытые" администрацией, вносились в продолжение основного списка. В то же время в дополнительный список избирателей заносили на основании письменного заявления и при наличии открепительного удостоверения. Представьте какова была ситуация на избирательных участках, к которым приписаны воинские части: к очередям обычных граждан прибавлялась очередь военнослужащих, которая двигалась крайне медленно. Нововведением парламентских выборов стал порядок формирования избирательных комиссий. В участковые комиссии пришли люди, выдвинутые либо партиями, либо кандидатами на выборах, зачастую неопытные, но амбициозные. Многие из них своей целью ставили наблюдение за выборами, а не работу на них. Все это, безусловно, сказалось и на порядке проведения голосования и при подсчете голосов.

Сообщения о нарушениях поступали с разных участков на протяжении всего дня. Международные наблюдатели от Российской Ассоциации "Голос" докладывали о таких нарушениях, как принудительное голосование студентов, проживающих в общежитиях, пенсионеров, находящихся в домах престарелых, массовое голосование по открепительным удостоверениям, предвыборная агитация на участках и подкуп избирателей. Все нарушения были зафиксированы в отчетах группы.

Безусловно, опыт выборов в Украине полон уроков и для России. Нам есть что перенять и чем поделиться. Применительно к выборам в Верховную Раду Украины нельзя говорить об абсолютной прозрачности и демократичности процедуры смены власти. Однако, хочется надеется, что опыт этих выборов пойдет на пользу процессу становления народовластия не только на Украине, но и в России.


© 2002г. "Информ-С"