Отчет
об участии в процессе наблюдения за
проведением избирательной кампании
по выборам народных депутатов Украины

Велигодский М.А.
27.03.- 3.04. 2002 г.
I.Особенности законодательства о выборах народных депутатов Украины.
II.Основные виды нарушения законодательства о выборах (по материалам СМИ и Комитета избирателей Украины).
III.Краткий обзор политических программ (предвыборных платформ) партий и блоков, прошедших в Верховную Раду Украины.

I. Особенности законодательства о выборах народных депутатов Украины.
  1. Избирательные комиссии, окружные и участковые, формируются только из представителей субъектов избирательного процесса: партий (блоков) и кандидатов. В случае отсутствия необходимых кандидатур в состав УИК вышестоящая ОИК доформировывает УИК из представителей общественных организаций и предприятий. В случае, если число кандидатур превышает установленное число членов комиссии, их определяет жребий.
  2. Отсутствие процедуры сбора подписей избирателей в поддержку партий (блоков) и одномандатных кандидатов.
  3. Внесение (обязательное) денежного залога для:
    - партий (блоков) - 15000 минимальных зарплат;
    - одномандатных кандидатов - 60 минимальных зарплат.
    1. Возврат денежного залога предусмотрен только для партий (блоков), получивших не менее 4% голосов избирателей и для победивших кандидатов по одномандатным округам.
    2. Денежный залог не возвращается в случае отмены регистрации и в случае отказа от предвыборной кампании партией (блоком) или кандидатом по их заявлению о снятии своей кандидатуры.
  4. Отсутствие процедуры досрочного голосования с целью уменьшения административного давления на избирателей.
    1. Предусмотрена процедура голосования по открепительным талонам (удостоверениям), по которой избиратель заранее регистрируется в УИК по приезду на место голосования. Информацию о данной регистрации избирателя, ОИК передает в УИК по месту постоянного жительства данного избирателя, и в списках избирателей ставится отметка о конкретном месте (номере ОИК и УИК) голосования данного избирателя. Предусмотрена сплошная нумерация открепительных талонов, которые являются документами строгой отчетности.
  5. Предусмотрена обязанность Избирательных Комиссий (ЦИК, ОИК, УИК) проведения работы по правовому просвещению граждан, контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по организационному обеспечению процесса выборов (подготовка мест для голосования, обеспечение встреч избирателей со всеми кандидатами).
  6. Предусмотрена рассылка ИМЕННЫХ приглашений избирателям для участия в голосовании.
  7. Предусмотрены информационные плакаты, изготовленные за счет Государственного бюджета Украины:
    - на каждую УИК и ОИК по 5 экз. (т.е., более 170 тыс. штук больших плакатов (формат А-2) партий (блоков) с полным списком кандидатов, фотографиями первой пятерки кандидатов из списка, предвыборной программой партии (блока);
    - по две тысячи экз. плакатов на каждого кандидата по одномандатному округу с биографией и программой кандидата (формат А-4). Из них по 5 экз. передаются на каждую УИК.
  8. Сигнальные экземпляры агитационных материалов представляются в ЦИК (ОИК) за 7 дней до изготовления материалов.
  9. В течение 20 минут до и после агитационной передачи (рекламного материала) на радио и телевидении запрещено комментировать и давать положительную (отрицательную) оценку данного материала (передачи) с целью снизить эффект от косвенной рекламы и уменьшить административный ресурс.
  10. До поступления финансовых средств на счет СМИ в оплату эфирного времени предоставление эфирного времени запрещено.
  11. Отрывные корешки бюллетеней для голосования для подсчета выданных бюллетеней, подписанных избирателем и членом УИК, выдавшим бюллетень.
  12. Введено запрещение контроля над волеизъявлением граждан с целью обеспечения тайны голосования.
  13. Отсутствует право группы граждан выдвигать кандидата. Это активное избирательное право реализуется только через партии (блоки) или путем самовыдвижения гражданина.
  14. Официальными наблюдателями являются представители субъектов избирательного процесса: партий (блоков) и кандидатов, а также международные наблюдатели.
  15. Определена ОБЯЗАННОСТЬ СМИ "объективно освещать ход подготовки и проведения выборов", с гарантией беспрепятственного доступа на все публичные мероприятия без предварительного оповещения. УИК и ОИК, представители органов государственной власти и МСУ ОБЯЗАНЫ представлять в СМИ информацию о ходе выборов.
  16. Избирательные комиссии (вышестоящие) имеют право на окончательное формирование нижестоящей комиссии и контроль над ее деятельностью.
  17. Члены избирательных комиссий обладают большими правами, в т.ч. знакомиться со всеми документами своей и нижестоящей комиссии, а также обязаны принимать участие в заседаниях комиссии.
  18. Определено право (обязанность?) избирателя заранее (от 1 до 15 дней) ознакомиться со списками избирателей и в случае отсутствия себя в списках подать жалобу, но только до дня голосования. А в день голосования подать жалобу в суд.
  19. Избирательный фонд партии (блока) формируется только за счет средств партии и добровольных взносов граждан Украины - физических лиц.
    1. Избирательный фонд кандидатов по одномандатным округам формируется только из средств кандидата и добровольных взносов граждан Украины - физических лиц.
    2. Запрещено делать добровольные взносы в избирательные фонды гражданам-предпринимателям, имеющим задолженность перед бюджетом любого уровня.
    3. Отсутствует даже упоминание о возможности вносить взносы в избирательные фонды предприятиям и другим субъектам хозяйственной деятельности.
    4. Остаток избирательного фонда кандидата на день голосования, либо в случае отмены регистрации, в бесспорном порядке перечисляется в Государственный бюджет Украины.
  20. Среди оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты (ст. 49) необходимо отметить элегантность формулировки: "включение кандидата в депутаты более чем в один избирательный список партии (блока), подтвержденное заявлением кандидата, или регистрация его кандидатом по одномандатному округу", что означает также запрет быть одновременно кандидатом по партийным спискам и по одномандатному округу.

II. Основные виды нарушений законодательства о выборах.
      (по материалам СМИ и Комитета избирателей Украины - КИУ).

Положительные тенденции:

Закон о выборах прямо обязывает избирательные комиссии проводить работу среди избирателей с разъяснениями нового избирательного законодательства. В результате по данным КИУ в местной печати представители прокуратуры и региональной власти комментируют избирательное законодательство и разъясняют последствия для должностных лиц при нарушении закона. В некоторых регионах идут циклы телепередач с разъяснением избирательного законодательства. Со своей стороны КИУ провел более 20 семинаров для представителей окружных избирательных комиссий.

Все наблюдатели отмечают, что новый закон "О выборах народных депутатов Украины" позволил снизить давление административного ресурса на избирателей. Ю.Яров, Исполнительный секретарь СНГ, координатор международных наблюдателей на выборах от СНГ, заявил, что этим законом "можно восторгаться, наблюдатели от СНГ считают украинское избирательное законодательство одним из лучших" ("Зеркало недели", №12 от 29.03.2002 г.).

К числу положительных моментов можно отнести проведение дебатов между партиями и между кандидатами. Но те же наблюдатели отмечают резкое уменьшение независимых от власти и олигархов СМИ. По заключению комитета "Равенство возможностей", проводившего мониторинг освещения избирательной кампании в СМИ, "предвзятость большинства СМИ усложняла получение информации для принятия осознанных решений избирателями".

Основные нарушения законодательства:

По отчету Комитета избирателей Украины, основные нарушения связаны со злоупотреблением служебным положением в пользу субъектов избирательного процесса. Большинство таких нарушений - в пользу блока "За единую Украину", со специфической демонстративностью действий чиновников, которые сами распространяют информацию о своей лихости в нарушении законов с целью демонстрации лояльности партии власти. Только по Черкасской области Комитету избирателей Украины известно об использовании 100 легковых автомобилей районной администрации, выделенных для работы агитаторов на кандидата от блока "За Единую Украину". В соседнем районе глава администрации на торжественном собрании 8 марта открыто агитирует за вице-губернатора, кандидата от СДПУ(О). Студенты финансово-экономического института "добровольно" подписывают документ о безвозмездной работе агитаторами в избирательной кампании своего ректора, кандидата от блока "За Единую Украину". Для этой работы студентов отпускали с занятий. В некоторых районах существует практика написания госслужащими заявлений об увольнении в случае невыполнения "плана соцсоревнования" по количеству голосов "За Единую Украину".

Среди нарушений закона о выборах в порядке проведения агитации можно отметить и довольно экзотические: все абоненты сотовой связи двух компаний целый день в субботу, за день до голосования (30.03.02 г.), получали пейджерные (SMS) сообщения с призывами голосовать за Партию Зеленых Украины.

Наибольшее время негативной информации из национальных телеканалов пришлось на Компартию Украины (12 тыс. секунд), блок "Наша Украина" (10 тыс. секунд), Социалистическую партию Украины (4 тыс. секунд). Серьезные нарушения равенства возможностей допускались за счет превышения затрат на рекламу сверх максимального объема избирательного фонда партий (блоков) в 2 млн. 550 тыс. гривен. В письме на имя М. Рябца, председателя ЦИК, коалиция гражданских организаций "Свобода выбора" приводит данные своего системного мониторинга теле- и радиоэфиров о величине затрат на рекламу сверх разрешенного максимума избирательных фондов: Социал-демократическая партия Украины (объединенная) - 9,9 млн. гривен; Партия Зеленых Украины - 3,2 млн. гривен; Объединение "Женщины за будущее" - 5,4 млн. гривен.

Специфические нарушения, связанные с "революционными" изменениями в законодательстве о выборах:

  1. Статьи закона предусматривают формирование УИК только из представителей партий (блоков) и кандидатов по одномандатным округам. Однако слабость структур политических партий этот процесс сорвала во многих регионах. В результате, по информации Комитета избирателей Украины (И. Попов, "Точка зрения", № 3, 2002 г.), как правило, более половины состава УИК было сформировано партиями, но из списков исполкомов местных Советов депутатов. Часто в состав УИК включались люди без их предупреждения и согласования. Только по 183 округу отказались от участия в составе УИК 40 председателей и 97 членов комиссии. Таким образом, несмотря на соблюдение буквы закона, большинство УИК находятся под влиянием местных органов власти. В такой ситуации требование, чтобы наблюдатели были только представителями партий (блоков) и кандидатов, оказалось фарсом. При этом наблюдатели КИУ (14.тыс. человек) вынуждены были регистрироваться в УИК в качестве корреспондентов газеты КИУ "Точка зрения".
  2. Избиратели каждого конкретного участка обязаны были до выборов явиться в УИК и удостовериться, что они внесены в списки для голосования. Норма закона запрещает УИК в день голосования дополнительно вносить в списки почему-либо отсутствующих там избирателей. В результате в день голосования избиратель, не найдя себя в списках, мог направить жалобу только в суд, что приводило к серьезным скандалам. Зачастую УИК в этой ситуации принимали логичное, но незаконное решение о включении избирателей в отдельную тетрадку (список).
  3. В последние две недели, по отчету КИУ, большинство партий (блоков) перестали печатать выходные данные на агитационных материалах и не представляли заранее (за 7 дней) сигнальные экземпляры агитационных материалов в Окружные комиссии. Это привело к выборочному подходу правоохранительных органов к такого рода нарушениям, к запугиванию агитаторов и расклейщиков конкурентов партии власти. В качестве примера действий правоохранительных органов - двойной арест 107-тысячного тиража газеты "Свобода" в Черкасской области. Первый тираж изъят неизвестными в дороге. Повторный тираж изъят (арестован) органами МВД. Кстати, о новых технологиях: за день до ареста повторного тиража на 217 округе неизвестные по почтовым ящикам распространили фальшивую газету с логотипом "Свободы" ("Вечерние вести", Киев 28.03.02 г.).
  4. Запрет на досрочное голосование и усложненный процесс фиксации перемещения избирателя с открепительным талоном привели к появлению массовых автопоездов полных избирателей с открепительными талонами. Кандидат по 95 округу, ректор налоговой академии, приказал всем преподавателям и студентам, не проживающим на 95 округе, взять открепительные талоны на себя и своих родственников для голосования за него (И.Попов, КИУ, "Точка зрения", № 3, 2002 г.). По непроверенным данным, существует полиграфическое предприятие, которое изготавливало фальшивые открепительные талоны.
  5. Очень важным является повсеместное нарушение базового права избирателей на тайну голосования, на которое СМИ и независимые наблюдатели обращают мало внимания. В течение дня голосования, 31.03.02 г., объезжая 24 избирательных участка в сельской глубинке, на родине Тараса Шевченко, в Лысенковском районе Черкасской области, мы наблюдали одну и ту же картину: плотную толпу людей, часами стоящих в очереди, чтобы проголосовать. Некоторые не выдерживали, приходили несколько раз, но очередь не уменьшалась. В крупные села избирателей привозили на автобусах, и им уйти было невозможно. Каждый раз, продираясь сквозь зажатую в узком коридоре толпу, кожей ощущал ненависть людей к власти, которая их унижает такой избирательной процедурой. Причиной такого явления явилась и организационная бездарность избирательных комиссий, которые зачастую ставили только 2-3 кабины для голосования. В результате избиратели заполняли бюллетени на подоконниках, на ящиках для голосования, буквально на спинах друг у друга. Другой причиной явилось непонимание организаторов, что выбор своих представителей во власть - это тяжкий труд, требующий времени на серьезное обдумывание. Здесь же было предложено выбрать себе власть всех уровней, заполнив 6 бюллетеней; в одном - 33 партии (блока), в других - по 10-20 кандидатов. Ни о каком тайном голосовании и речи быть не могло. День голосования окончательно показал избирателям, что власть их не уважает, и интересы их и власти не совпадают. Поэтому не удивляют результаты этого протестного голосования. За блок "За единую Украину" в консервативном сельском Лысенковском районе проголосовало 2-3% избирателей. 55% проголосовал за блок В.Ющенко, не как прозападного политика, а как наиболее яркого и последовательного оппонента власти. Похоже на то, как голосовали в России за В.Жириновского в 1993 году.

III. Краткий обзор политических программ (предвыборных платформ) партий и блоков,
прошедших в Верховную Раду Украины.

Как известно из ст. 52 Закона "О выборах народных депутатов Украины" (2766-14 от 18.10.01 г.), на каждом избирательном участке должны быть размещены 33 предвыборных программы партий (блоков) для открытого сравнения всеми избирателями Украины. В данном докладе обсуждаться будут только 6 партий и блоков, прошедших в Верховную Раду:

  1. Блок В Ющенко "Наша Украина" (НУ - 23,4%);
  2. Блок "За Единую Украину" (За Единую Украину - 12,2%);
  3. Компартия Украины (КПУ - 20,1%);
  4. Блок Ю. Тимошенко (БЮТ - 7,1%);
  5. Социал-демократическая партия Украины (объединенная) (СДПУ(О) - 6,2%);
  6. Социалистическая партия Украины (СПУ - 7,0%).

Кроме социально-экономических проблем, ведущие субъекты избирательного процесса к числу своих приоритетов относят организацию государственной власти в стране. Исходя из политического веса каждой из этих фракций в парламенте, можно прогнозировать вероятность изменений в политическом устройстве в Украине.

  1. Форма правления: президентская или парламентская.
    • Блок "За Единую Украину" считает возможным сохранить действующую президентско-парламентскую республику.
    • Блок "Наша Украина" предлагает постепенно выработать традицию формирования Правительства Парламентского Большинства.
    • Коммунистическая Партия Украины - за Советскую республику.
    • Остальные: БЮТ, СДПУ(О), СПУ - за парламентско-президентскую республику, где Правительство формируется большинством Парламента и Парламенту подотчетно.
  2. Избирательная система страны: мажоритарная или пропорциональная.
    • Почти все (5 из 6) партии и блоки требуют перехода от смешанной системы (50:50) к пропорциональной, т.е., к выборам только по партийным спискам.
    • Только партия власти "За Единую Украину" настаивает на сохранении действующей избирательной системы.
    Отсюда можно прогнозировать, что следующие выборы в 2006 году пройдут по партийным спискам (пропорциональная система).
  3. Все 6 партий и блоков видят Украину унитарным государством и считают, что менять здесь ничего не нужно, в том числе и в статусе Автономной Республики Крым. Только БЮТ считает, что полномочия региональной власти в Автономной Республике Крым нужно уменьшить.
  4. КПУ, СДПУ(О), СПУ требуют избираемости для глав областей и районов. Но, поскольку блоки "НУ", "За Единую Украину" и БЮТ против, то сомнительно, чтобы это предложение прошло.
  5. Все партии и блоки единодушно обещают, что появится закон "О кабинете министров Украины", который уже много лет не могут принять.

Исходя из политических приоритетов ведущих партий (блоков),получивших свои фракции в Верховной Раде Украины, все эти базовые принципы политического устройства страны вполне могут быть законодательно закреплены еще до выборов Президента Украины в 2004 году.


© 2002г. "Информ-С"