Гражданский Форум в Самареwww.forumsamara.ru
Голос



"Круглый стол"

29 января 2003 года в Доме журналистов Ассоциацией общественных организаций в защиту прав избирателей "Голос" был проведен "Круглый стол" по теме "Повышение открытости и прозрачности законодательной (представительной) власти, как фактор, повышающий доверие граждан к власти".

Целью проведения подобного мероприятия было добиться открытости и прозрачности деятельности депутата, так же как и открытости, работы законодательного (представительного) собрания. Именно эти факторы, по нашему мнению и должны стать залогом роста участия граждан в государственном управлении и местном самоуправлении, снижения степени коррумпированности в органах государственной и муниципальной власти, а так же залогом повышения доверия граждан структурам власти.

Исходя из этого, для достижения данной цели "Круглый стол" должен:

  • обозначить проблему;
  • показать, как недостаточная открытость власти отражается на доверии граждан структурам власти;
  • показать возможные пути, решения этой проблемы (открытости власти и повышения доверия граждан, последствия увеличения степени недоверия к власти для общества и элит в целом);
  • предложить показатели открытости законодательной, представительной власти;
  • сформулировать предложения по повышению открытости законодательной, представительной власти.

    Эксперты:
    1. Лекарева Вера Александровна, депутат ГД РФ.
    "Совместная работа депутатов Государственной Думы, Губернской и городской Дум".
    2. Молевич Евгений Фомич, профессор госуниверситета, ведущий политолог г. Самары.

    Участники дискуссии:
    3. Пестрикова Валентина Ивановна, заместитель директора ресурсного центра "Эко-культурная Ассоциация Поволжье".
    Тема выступления: "Участие социальных общественных организаций в работе представительных органов в законотворческом процессе".
    4. Иглин Владимир Михайлович, координатор общественной палаты городской Думы г.Тольятти.
    Тема выступления: "Практические механизмы достижения прозрачности представительной власти"
    5. Индеряков Владимир Иванович, председатель регионального правозащитного фонда,
    Тема выступления: "Права человека и практика предоставления информации органами государственной, представительной власти и местного самоуправления".
    6. Демина Алла Сергеевна, депутат городской Думы г. Самары.
    Тема выступления: "Практика совместной работы с гражданами: состояние и проблемы".
    7. Черепанова Татьяна Александровна, депутат городской Думы г. Самары.
    8. Петров Петр Николаевич, депутата городской Думы г. Самары.
    9. Савельев Сергей Николаевич, руководитель аппарата Самарской Губернской Думы.

    К участию в "Круглом столе" были так же приглашены депутаты Губернской, депутаты городской Думы, представители политических партий, общественные организации, СМИ.

    В рамках заявленной темы предполагается обсудить:

    1. Прозрачность и открытость, подотчетность работы депутатов для избирателей - как вы это видите? Недавно Ассоциация "Голос" осуществляющая мониторинг действующих депутатов поделилась своими наблюдениями об отсутствии сведений о поименном голосовании депутатов, заявив, что это "система коллективной безответственности перед избирателем". Это так или нет, и почему не применяется поименное голосование, и отсутствуют сведения о поименном голосовании в прессе?
    2. От выборов к выборам уменьшается количество граждан принимающих участие в процессе избрания, особенно в выборах региональных и местного самоуправления по всей стране, и в Самаре в частности. Об этом свидетельствуют третий раз назначенные выборы в Промышленном районе, а также со второго раза состоявшиеся выборы в Железнодорожном районе, кроме того, прежний состав Губернской Думы так и доработал без депутата от Самарского района. Не секрет, что это говорит о снижение доверия граждан к выборным органам власти. Как на Ваш взгляд, повысить доверие граждан к выборным органам власти?
    3. Каким образом депутаты представляют интересы своего избирательного округа? Вы ведь представители граждан вашего округа.
    4. Как повлияли предвыборные программы на работу представительного органа? Были ли законодательные инициативы депутата и как они реализовывались.
    5. Что, по-вашему, открытость работы депутата?
    6. Депутат это представитель граждан своего округа, и кроме законодательной инициативы есть очень важная часть деятельности депутата: контроль за деятельностью органов исполнительной власти, как на конкретных примерах вы это осуществляете? Что сделано для создания механизма отчетности исполнительной власти перед населением?
    7. По сути, каждый гражданин представлен 3 депутатами в разных уровнях власти. Как по-вашему, есть ли взаимодействие депутатов разного уровня для решения проблем округа? Необходимо ли такое взаимодействие и как оно может осуществляться? Как вы работаете с материалами жалоб, заявлений граждан поступающих письменно или при личном приеме в приемной депутата? Зачем вообще нужны приемные и прием граждан?
    8. Как вы работаете с материалами жалоб, заявлений граждан поступающих письменно или при личном приеме в приемной депутата? Зачем вообще нужны приемные и прием граждан?
    9. У депутата городской Думы существует так называемый "депутатский фонд" (была также попытка "учредить" подобный фонд и депутатами Губернской Думы). Деньги этого фонда - это деньги бюджета. На эти деньги депутат решает некоторые проблемы округа. Какие это проблемы и насколько оправданы? Что, по сути, часть работ муниципальных служб, что из этого выполняет депутат? Чем это вызвано, а главное, чем это полезно гражданам? Чем можно заменить такой депутатский фонд, какими действиями депутата значимыми для граждан?

    Ассоциация "Голос" на основе данных мониторинга депутатов Губернской и городской Дум оценивает уровень открытости законодательных (представительных) органов власти как: Губернская Дума - удовлетворительный, городская Дума г. Самары - ограниченно открытый (ниже удовлетворительного уровня).

    В результате продолжительной дискуссии было решено, что с целью повышения доверия граждан к власти необходимо повышение общественной подотчетности депутатов, что в частности должно включать:

    • создание условий для беспрепятственного получения полной информации о работе каждого из депутатов по принципу "единого открытого информационного окна", где в частности можно было бы найти результаты поименного голосования депутатов, включая стенограммы выступлений депутатов по тому или иному вопросу (опыт организации сайта Думы г. Тольятти);
    • материалы публикаций, передач радио, ТВ должны отвечать критериям открытости и прозрачности их работы (см. критерии оценки публикаций) и содержать элементы общественного отчета;
    • ТВ передачи по типу "Парламентский час", кроме элементов общественного отчета депутата, должны предусматривать режим прямого общения "депутат - избиратель";
    • необходимо введение практики просветительских кампаний органами законодательной (представительной) власти, которые бы включали такие элементы как: право избирателей на информацию о работе депутатов в думах и позицию депутатов при принятии решений;
    • соответствие предвыборных программ текущей деятельности депутатов;
    • разработка законодательного акта "О порядке предоставления информации органами государственной, законодательной (представительной) власти и местного самоуправления по запросам граждан Самарской области;
    • разработку общепринятых показателей для осуществления мониторинга и оценки общественной отчетности депутатов;
    • развитие института общественных экспертов для оценки деятельности депутатов и оценки проектов законодательных актов;
    • введение практики участия представителей граждан в заседаниях Дум.

    См. также: О Мониторинге за избирательными комиссиями, Анализ состава избирательных комиссий.


  • © 2002г. "Информ-С"