"Голос"
Самарская Ассоциация "В защиту прав избирателей ".
Юрий Никишин. Людмила Кузьмина.

Анализ состава избирательных комиссий и итогов голосования на избирательных участках,
в районах и избирательных округах г.Самары

( по итогам мониторинга выборов главы г.Самары-2000г.,
выборов депутатов Самарской Губернской думы 9.12.01г. )

Основная цель нашего мониторинга выборов (главы г.Самары - июль 2000г., депутатов Самарской Губернской Думы - декабрь 2001г.)- наблюдение за работой избирательных комиссий.
  • Нас уже не интересуют итоги выборов - они состоялись и в большинстве своем признаны. Нам интересен не итог, а как он получен ? Для этого мы подробно анализировали слагаемые итогов выборов.
Самое детальное наблюдение мы осуществили в отношении участковых избирательных комиссий - УИК.
- Важным предметом наблюдения стало формирование комиссий.
Нам было интересно узнать кто, откуда, в каком количестве направлен в УИК. Каким образом формируется 2\3 состава УИК в разных районах города.
Во исполнение ФЗ "Об основных гарантиях…" и Закона Самарской области "О выборах депутатов Губернской Думы", городской Думой включается в состав избирательных комиссий не менее 1/3 представителей политических партий.
При формировании другой части УИК, а это 2\3 состава, мы отмечаем некоторые "особенности"
В зависимости от состава этой 2\3, все УИК были нами классифицированы в виде 5 групп по степени возможного использования "административного ресурса".
  1. УИК, в руководство и состав которых входят служащие администраций районов.
  2. УИК, сформированные(в основном по "месту жительства"),при содействии ТОСов и управляющих микрорайонов находящихся в руководстве УИК.
  3. УИК, сформированные из служащих муниципальных организаций, предприятий (делегированных по месту работы), с руководством из их же состава.
  4. УИК со смешанным составом, в которые вошли представители как муниципальных организаций (делегированные по "месту жительства"),так и немуниципальных организаций. Руководство УИК сформировано чаще всего из представителей муниципальных организаций.
  5. УИК, сформированные из представителей не муниципальных организаций (федеральной и областной подчиненности, частные). Руководство сформировано из того же состава.
Эта часть состава УИК формируется исполнительной властью в основном по старому "социалистическому" принципу - на основании одного протокола, подаваемого якобы от собраний избирателей по месту работы. Именно поэтому, в ряде районов города (Промышленный, Кировский, Железнодорожный) десятки УИК на 2\3 составлены из работников одного предприятия, учреждения "по счастью" находящихся на территории УИК. Мы назвали это "групповым представительством" . Там, где нет крупных предприятий, эта группа может быть представлена от нескольких учреждений, в т.ч. исполнительной власти. Порой создается впечатление, что завод "Экран", ЦСКБ "Прогресс", либо общеобразовательная школа должны просто опустеть, так много они отдают людей для работы в комиссиях. Закрадывается мысль, а есть ли в наличии это количество? Особенно удивляют заводы, иногда и коммерческие структуры. Интересно, кто же там в это время производит продукцию и услуги? Кто за них работает в организации и в комиссии?

В других районах, особенно Советском,в значительном числе УИК "групповое представительство" осуществляется путем представления одного протокола от групп избирателей по месту жительства. При этом оказывается, что адреса членов УИК разбросаны по всему городу. Напрашивается вопрос, что это было за собрание по месту жительства? Его география район, участок, территория города? Нередки случаи "семейных комиссий", где часто во главе "лидер", которому и было поручено исполнительной властью, управляющим микрорайоном, начальником ТОСа формирование данной комиссии.
  • Мы отмечаем все большее влияние на формирование УИК ТОСов. Эти, отнюдь не общественные организации, все более заполняют комиссии сами и направляют в их состав кандидатуры по месту жительства.
Часто влияние исполнительной власти заметно и на партийный состав комиссий, особенно, если существует договоренность с партийной поддержкой общего кандидата.

Количественная характеристика "группового" включения самарской городской Думой
в УИК представителей по месту работы и месту жительства.(выборы главы города.2001г.)
Район Число УИК в районе Количество УИК,с числом включенных кандидатур от одного собрания избирателей
по месту работы
(от базовой организаций)
по месту жительства
От 8
до 9
От 6
до 7
От 2
до 5
Всего
более 2
От 8
до 9
От 6
до 7
От 2
до 5
Всего
более 2
Самарский 13-3811  33
Железнодорожный 44-40444----
Кировский 92597168234411
Красноглинский 378151437--11
Куйбышевский 322619271-56
Ленинский 24212124----
Октябрьский 412451140--22
Промышленный 1007422298-1-1
Советский 6047193017131313
Всего по Самаре 4431921079439321182867
Всего по Самаре
в процентах
10043.324.221.288.74.74.16.315.1

Какова же роль в комиссиях "партийной 1\3" ? Каково их влияние на работу комиссий ? Главное имеют ли они равный доступ к информации о работе комиссий и к работе в комиссии?

Задав себе такие вопросы, мы провели анкетные опросы "партийной 1\3" состава УИК.
Явным нарушением избирательного законодательства является неравноправие членов избирательных комиссий. Сегрегации подвергаются члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, делегированные политическими партиями. 2\3 членов избирательных комиссий, представленные по протоколам "по месту работы" и "по месту жительства",особенно руководящая "тройка" комиссии, считают себя "постоянной частью" комиссии, узурпируя права у партийной 1\3.

Анкетный опрос выявил следующие нарушения в работе комиссий:
  • подавляющее большинство "партийного состава" узнает о дате первого заседания не заблаговременно, а непосредственно перед заседанием комиссии. Нередки случаи, когда первое (организационное) собрание УИК проводится по месту работы, а то и жительства этого "бывшего - будущего" председателя;
  • в подавляющем числе случаев первое заседание открывает и ведет "бывший - будущий председатель". Он же вносит предложения по кандидатурам председателя, заместителя, секретаря;
  • нами не отмечается ни одного (!)случая альтернативного, "старому и испытанному составу", выдвижения кандидатов на руководящие должности в комиссии. Стоит заметить, что если бы это произошло, то ничего из этого бы не вышло: победу при голосовании одерживает только большинство, а отнюдь не 1\3;
  • график дежурств, особенно во время предварительного голосовании, в подавляющем большинстве включает "руководящую тройку", отмечаются случаи присутствия только 2-х (и даже одного) членов комиссий;
  • норма взаимоотношений, когда "партийцы" дезинформируются руководителями комиссий по схеме: "вы общественники - работа не оплачивается - мы дежурим САМИ (?)-вам партии должны заплатить- а дежурств нет, придете в день выборов" и т.д.;
Все это нарушает принцип пропорциональности представительства.

Анкетный опрос касался и темы распределения статей расхода УИК.
Вопросы анкет строились нами исходя из принципа исключительно коллегиальности работы комиссий и необходимости прозрачности этой работы.
  • не отмечено ни одного случая заседания комиссии с повесткой по утверждению сметы расходов денежных средств комиссии. Производится это распределение исключительно единолично председателем и для "партийной трети" остается тайной за семью печатями. К слову, а вы видели когда-нибудь вообще напечатанными финансовые отчеты избирательных комиссий по статьям расхода? Мы - нет.
Кого направляют в УИК политические партии?
В основном рекрутированных по принципу случайности людей, на что довольно много причин.
Чтобы "партийный" член УИК был заинтересован в выявлении нарушений, он как минимум должен быть профессионально подготовлен к этому. Работа по формированию УИК трудоемкое мероприятие. Мы не наблюдали организованного процесса обучения партиями "своих" членов УИК. Ему должна быть обеспечена поддержка партии в случае давления на него. Партии заинтересованы в работе со своими членами комиссий только тогда, когда поддерживают какого-либо кандидата, правда при условии, если кандидат поставил эту задачу и контролирует ее исполнение. Наше наблюдение показало, что у штабов и политических партий "руки не доходят" до контроля работы избирательных комиссий.
Протесты о нарушениях в работе УИК со стороны политических партий, кандидатов, штабов, которые, которые зачастую взаимосвязаны, не выгодны из-за нежелания выпускать "джина из бутылки" в надежде, что этот ресурс может быть когда-то использован.

Посмотрите на типы комиссий, которые мы представляем в таблицах. Посмотрите на графики голосования и скажите, что зависимость абсолютно не прослеживается!(см. ниже)
Метод математического исследования результатов голосования используется в странах с устойчивой демократией. Этот метод использовался при анализе голосования в России в 1993-94г.г. известными авторами. Результаты анализа публиковались в известных изданиях.
  • Мы ищем партнера для совместной работы над использованием математических методов анализа выборов и продолжения нашей работы.
  • Мы ищем партнеров для поддержки наших предложений по опубликованию полных данных результатов голосования, тем более что пример тому в Самаре был, а не куцых сообщений общих данных по городу или району.
  • Мы ищем партнеров для поддержки наших предложений, о необходимости публиковать полные данные состава избирательных комиссий всех уровней, а не набор безымянных ФИО.
  • Мы ищем поддержки наших предложений об открытости и прозрачности расходов избирательных комиссий.
Сохранение существующей системы формирования и работы избирательных комиссий создает опасность монополии одной группы людей, несменяемости власти, снижает процент участия граждан в выборах, развивает "грязные технологии", как инструмент избирательной борьбы. Поправки к Закону о выборах в местной прессе не обсуждаются. Да и сами поправки не вносят существенного заслона использованию административного ресурса. Возможно выборы по пропорциональной системе, в связи с этим развитие политических партий, поддержка их программ гражданами может внести существенные коррективы в работу избирательных комиссий.

Пока же залогом победы кандидата на выборах становится договоренность с исполнительной властью. Отсюда "губернаторские" и "мэрские" команды кандидатов, низкая явка избирателей и борьба за якобы электорат КПРФ, который таковым является лишь в незначительной степени…и игра...игра.
Введение на законодательном уровне математического анализа итогов выборов, позволит исключать из общих результатов хотя бы "цифирь, которая не лезет ни в какие ворота".
Если подобный "домоклов меч" повиснет над головами УИК, они не решатся допускать грубой фальсификации результатов голосования(как это было на избирательном участке №650 округа №7); в тоже время это позволит итоги голосования, полученные с помощью грубой фальсификации, признать статистически недостоверными.

Таблицы зависимости итогов голосования от уровня явки избирателей
на выборах депутатов Самарской Губернской думы 9 декабря 2001года.

Результаты голосования 9.12.01г. в Самарском избирательном округе №2. Самарский район.
Преимущество кандидата число избира
телей
досрочно голосовавших голосование вне УИК бюллетень приняли участие в голосовании голосовали
всего в ОИК (ТИК) в УИК действи
тельных
не действи
тельных
за Мусаткина за Семченко против всех
Мусаткин-
22УИК
%
50801 321

2,18
85

0,58
236

1,6
1220

8,28
14556 169

1,15
14735

29,0
5724

38,85
3282

22,27
1451

9,85
Семченко-
2УИК
%
3950 21

2,6
9

1,11
12

1,49
78

9,65
797 11

1,36
808

20,46
221

27,35
262

32,43
83

10,27
ВСЕГО
24УИК
%
54751 342

2,2
92

0,6
248

1,6
1298

8,35
15363 180

1,16
15543

28,39
5945

38,25
3544

22,80
1534

9,87

Результаты голосования 9.12.01г.в Самарском избирательном округе №2 в зависимости от типа УИК. Ленинский район.
тип
УИК
преиму-
щество на участке
число
избира
телей
досрочно
голосовавших
голосо
вание вне
УИК
бюллетеней приняли
участие
в голо-
совании
голосовали
всего в ОИК
(ТИК)
в УИК действи
тельных
не действи
тельных
за
Мусаткина
за
Семченко
против
всех
II

%
Мусаткин-
1
УИК-1
2069 17

3,17
2

0,37
15

2,80
36

6,72
5315

0,93
536

25,91
220

41,04
135

25,0
59

11,01
III

%
Мусаткин-
10
УИК-10
24622 157

2,25
43

0,62
114

1,63
534

7,65
690282

1,17
6984

28,36
2712

38,83
1612

23,08
683

9,78
V

%
Мусаткин-
11
Семченко-
2
УИК-13
28060 168

2,09
49

0,61
119

1,48
728

9,07
793093

1,16
8023

28,59
3013

37,55
1797

22,4
792

9,87
все
го

%
Мусаткин-
22
Семченко-
2
УИК-24
54751 342


2,2
94


0,6
248


1,6
1298


8,35
15363180


1,16
15543


28,39
5945


38,25
3544


22,8
1534


9,87

Статистические графики по избирательным округам

Статистические графики по следующим избирательным округам:
  • Советский избирательный округ №3,
  • Промышленный избирательный округ № 7,
  • Октябрьский избирательный округ №4,
  • Безымянский округ № 6
- Вы можете посмотреть здесь (*.xls, 268 Kb)


Ассоциация "Голос" не теряет работоспособности и продолжает наблюдение за выборами и работу по их анализу.

© 2002г. "Информ-С"