"Голос"
Людмила Кузьмина. Ведущий специалист общественного политического центра,
координатор Ассоциации НКО "Голос"

О мониторинге за избирательными комиссиями, начиная со стадии их формирования.

Ассоциация некоммерческих организаций "Голос" в Самаре образована 15 мая 2001 г. при информационной и образовательной поддержке НДИ США. Идея Коалиции некоммерческих организаций при осуществлении мониторинга выборов нам показалась удачной, несмотря на то что все участники Ассоциации имеют многолетний опыт наблюдения за выборами, вместе мы впервые. В Ассоциации 12 некоммерческих организаций.

Многолетний опыт мониторинга выборов самого разного уровня показал, что именно наблюдение общественности за избирательным процессом повышает доверие населения к выборам, т.к. все данные мониторинга через многочисленные СМИ становятся доступны для избирателей. Наблюдатели работают с членами комиссий, администрациями, наблюдателями от партий.

Нами осуществлен мониторинг выборов главы г.Самары, состоявшихся 15 июля 2001. Мониторингом были охвачены все стадии избирательного процесса. По итогам мониторинга подготовлен отчет.

В связи с тем, что избирательные комиссии разного уровня по Закону РФ являются исключительно коллегиальными органами-организаторами выборов, ответственными за исполнение законов РФ, имеют в своем составе представителей политических партий, как групп избирателей, самый тщательный и подробный мониторинг был осуществлен членами Ассоциации в отношении именно избирательных комиссий, начиная со стадии их формирования.

Именно на итогax наблюдения за избирательными комиссиями я хочу остановиться. На наш взгляд, стадия формирования комиссии требует большей открытости, в частности, стадия обсуждения направляемых в комиссии кандидатур, требует более широкого общественного участия: Совет Думы - представители политических партии -представители общественности, представляющие собрания групп граждан по месту жительства.

Причины
Формирование комиссий приводится без предварительных публикаций законодательной основы их формирования, другими словами гражданам неизвестно кто, в каком количестве может быть представлен от избирательных групп граждан. Публикуемые позже списки избирательных комиссий опять же этого не указывают и содержат только фамилии членов комиссий. Списки членов комиссий формируются без широкого обсуждения общественности. Общественными организациями не раз подавались списки кандидатур в комиссии разного уровня от собраний граждан по месту жительства, оформленные самым надлежащим образом, однако при рассмотрении Советом Думы они не принимались. Мотивировка не указывалась.

Таким образом, предусмотренное Законодательством о выборах направление в комиссии кандидатур по месту жительства на практике не используется, хотя в комиссиях появляются немногочисленные представители ТОСов ( территориальные органы самоуправления ), однако мы не можем считать их в полной мере общественными. Однако списки членов комиссий поданные от базовых организаций и предприятий, (таковыми мы назвали государственные и муниципальные организации традиционно направляющие в комиссии своих представителей ) включающие до 9 человек утверждаются Думой безоговорочно. Так, в Промышленном районе Самары из 100 УИK в 96 от "базовых" организаций направлено от 6 до9 человек.

Следует сказать, что нами предпринята попытка анкетного опроса принципа, по которому "6азовые" организации направляют своих представителей В УИК. Анкеты нами разосланы, ответа мы пока не получили.

Анализ протоколов выдвижения кандидатов от этих организаций показал, что списки формируются с многочисленными нарушениями. Так департамент контроля за дятельностью администрации города подает протокол о 120 участниках собрания, без указания Ф.И.0. этих участников; протокол не оформлен так, как того требует стандарт оформления. В Советском районе города в 3-х УИК секретарями комиссий оказались люди не являющиеся членами УИК. На 2-м заседании комиссии, этот факт отмечен членом УПК от политической партии, когда она сверила утвержденный список УИК - Ни председателем, ни заместителем этот факт не замечен. Это говорит о том, что протоколы формируются заранее, позже не сверяются, им не придается должное внимание как регламентирующему документу.

Следует остановиться и на проблеме равного доступа всех членов комиссий к работе комиссий. Нами проведен опрос членов УИК, в котором участвовало более 400 человек, доступные для направляемых партиями представителей. Абсолютно недоступна смета расходов, система оплаты устанавливается председателями комиссий единолично, без обсуждения на заседаниях комиссий. Дежурства членов комиссий особенно на предварительном голосовании, практически исключают присутствие кандидатов от партии. График дежурств заполняется в основном председателем, заместителем, секретарем, либо представителем "базовой" организации, что в общем-то нарушает избирательное законодательство.

Приводятся данные таблицы "группового" представительства граждан в избирательных Комиссиях от "базовых" предприятий ( по месту работы ).

Вывод:
не обеспечивается численное равновесие членов избирательных комиссий от разных групп избирателей. На наш взгляд это нарушает основополагающие статьи КОНСТИТУЦИИ РФ и Гражданского кодекса о равенстве всех граждан Российской Федерации. Представителями наших организаций подготовлен проект законодательной инициативы по данному факту. Однако, считая суды цивилизованной конституционной формой разрешения проблем и противоречий между гражданами и Законом, представители наших общественных организаций подали иск в суд. Правда, в сроки предусмотренные законодательством рассмотрение не состоялось. Нами отмечается такой факт, как отказ комиссий отвечать на жалобы граждан о нарушениях. Жалоба чаще всего остается без ответа, либо ответ направляется гражданину спустя время после выборов. (Копии таких документов мы собираем ).

Таким образом, множество каналов общественного влияния защищает общество от политической и экономической монополии и дает стимул для развития общества. Одним из таких каналов является мониторинг. При этом однако законодательство и Профессиональные стандарты должны гарантировать Честную игру, которая заключается в объективности и полной информированности общественности. Чего всем нам мы и хотим пожелать.


© 2002г. "Информ-С"