Гражданский Форум в Самареwww.forumsamara.ru

"Голос"
Заявление Ассоциации "В защиту избирателей "Голос"

Марионетки политической игры

За неполных два года своей работы, Ассоциация "В защиту прав избирателей ГОЛОС" провела наблюдения за местными и региональными выборами во многих регионах в Свердловской, Астраханской, Челябинской, Ярославской, Рязанской, Самарской областях и в Приморском крае. Ассоциация также следила за развитием политического и избирательного процесса в Краснодарском крае, Калининградской области, Карелии, Санкт-Петербурге, Саратове, Нижнем Новгороде и Иркутске. Мы не ограничивались одним лишь днем голосования, а осуществляли гражданский контроль за всем предвыборным процессом.

В результате наблюдений за избирательным процессом в регионах, у нас сложилось впечатление, что скорость превращения граждан в марионеток предвыборного процесса превышает любые разумные пределы, и факты, имеющиеся в распоряжении ГОЛОСА, подтверждают этот тезис. Несмотря на улучшения в работе избиркомов, произошедшие последние два года, так же как и за более длительный период, в политической составляющей выборов отсутствуют признаки улучшения. Выборы во всё большей степени становятся игрой за спиной апатичных и пассивных избирателей

Предполагается, что только воля избирателей должна определять победу того или иного кандидата; на практике же граждане, конечно, могут свободно выражать свою волю, однако выбор избирателя ограничивается в результате различных политических игр и сговора заинтересованных сторон. Агитация во время избирательной кампании направлена не на информирование избирателей о позицях, сильных сторонах и предложениях той или иной политической партии или кандидата, а на обман избирателя с помощью разнообразных технологий, цель которых окончательно запутать и сбить с толка избирателя.

Регулярно появляющиеся сообщения о нарушениях закона во время выборов, постоянные довыборы и перевыборы приводит к тому, что избиратели теряют интерес и доверие к выборному процессу.

Ассоциация располагает фактами нарушений как в день голосования, так и в ходе предвыборной борьбы. В целом же, сегодня влияние на результаты выборов оказывается гораздо тоньше и изощреннее, чем, скажем, в 1994 году, и простое подбрасывание бюллетеней, хоть и имеет место, эффективно пресекается на уровне избирательных комиссий. Эти манипуляции включают в себя как прямое нарушение закона, так и использование несовершенства законодательства в собственных интересах. Весь избирательный процесс в целом построен на неуважении рядовых избирателей.

Ниже приводятся наиболее важные типы прравонарушений.

  • Предвыборный период
    1. Административный контроль
      Во всех регионах, где проводилось наблюдение, администрация (как региональная, так и местная) контролировала выборы с момента объявления их даты. Ориентация политических партий не на избирателя, а на администрацию (местного, регионального и федерального уровней) и фактический сговор между партиями и администрацией стали обычной практикой.

    2. Формирование избирательных комиссий
      Состав избирательных комиссий во многих случаях формировался с нарушением закона. Количество муниципальных работников часто превышал одну треть общего состава (это нарушение зафиксировано во всех регионах, где ГОЛОС проводил наблюдение).

    3. Регистрация кандидатов
      Регистрация кандидатов остается слабым звеном в избирательном процессе. Он открыт для нарушений как со стороны самих избирательных комиссий (через отмену регистрации кандидатов с нарушением действующего законодательства), так и со стороны самих партий (предоставление поддельных подписей при регистрации кандидатов, извращение сведений о доходах кандидатов и пр.).
      Ассоциация ГОЛОС зафиксировала и опубликовала следующие факты правонарушений:
      • незаконные отмены регистрации либо на незаконных основаниях, либо в незаконные сроки (например, кандидат в Самаре Петров был снят с регистрации в 23.50 накануне дня голосования. Это решение было позже отменено судом).
      • факты предоставления фальсифицированных подписей в поддержку кандидатов в Ярославле.
      • Фальсифицированные справки о доходах были представлены кандидатами Симакиным и Кукушкиным во время выборов в Астраханское региональное законодательное собрание.

    4. Агитация
      Регистрация кандидатов с одинаковыми именами. Помимо подрыва доверия к оппоненту, такой ход используется и для увеличения ресурсов на проведении избирательной кампании, предусмотренных по закону. Хотя такие технологии технически не представляют собой нарушением закона, они являются нечестной игрой, ведущейся за счет запутанных и бессильных избирателей (примеры -Ярославль, выборы в Самарскую областную Думу).
      "Чёрный пиар" не брезгует и открытыми нарушениями закона, начиная от газетных статей, описывающих благотворительную деятельность того или иного кандидата (Рязань), до чистой уголовщины (памятное избиение кандидата во Владивостоке). На этом фоне широко практикуеморе во всех регионах распространение агитационных материалов без предусмотренных законом выходных данныхвыглядит детской шалостью.

    5. " Административный ресурс "
      Хорошим тоном стало и такое нарушение духа закона, как использование возможностей занимаемых сторонниками или кандидатами постов в местной, региональной или федеральных органах власти. Нечего и говорить о предоставлении на безвозмездной основе помещений, привлечения "добровольцев" из числа подчинённых и др. в распоряжение отдельных кандидатов "от партии власти" в широком понимании этого слова, (например, выборы в Городскую Думу Екатеринбурга, март 2001 года, помещения муниципальных домов культуры бесплатно использовались определенными кандидатами для проведения своих мероприятий). Публичная поддержка кандидата со стороны руководителя администрации считается прямым основным залогом успешных выборов.

  • День голосования
    1. Подкуп избирателей
      Конечно, подкуп избирателей начинается с первого дня избирательной кампании. Основной валютой остаётся спиртное, хотя имеет место и прямой подкуп избирателей за наличные деньги (Екатеринбург, Астрахань (октябрь 2001 года, кандидат Боженов раздавал взятки избирателям за досрочное голосование в 22 округе)

    2. Подвоз избирателей в неадекватном состоянии
      имел место в Екатеринбурге, 25 марта 2001 года, выборы в Горсовет Астрахани, декабрь 2000 года, выборы в Областное Законодательно собрание Астрахани, октябрь 2001 года.

    3. Вброс бюллетеней
      Это классическое нарушение встречается не слишком часто, но, тем не менее, зафиксированы отдельные случаи. Во время выборов в Самарскую областную Думу 9 декабря 2001 года на участке для голосования №650 седьмого избирательного округа члены участковой избирательной комиссии вынесли неиспользованные бюллетени и списки избирателей в соседнюю комнату, куда не были допущены наблюдатели. Количество проголосовавших избирателей после этого изменилось с 300 на 1300. По этому факту ведется следствие.

Более подробная информация по указанным фактам, так и по многим другим, находится в офисе Ассоциации "ГОЛОС" в Москве и в региональных офисах. "ГОЛОС" будет продолжать наблюдение и расширять его географию. Информация о результатах этой деятельности будет регулярно предоставляться СМИ.


© 2002г. "Информ-С"