Гражданский Форум в Самареwww.forumsamara.ru

Заявление
Ассоциации НКО "В защиту прав избирателей "Голос"
Демократическая партия России

По итогам мониторинга повторных выборов депутата Самарской Губернской Думы
по Промышленному избирательному округу №7 и
довыборов депутата Самарской Городской Думы по Железнодорожному округу №1 г. Самары.

Залог честности и открытости власти - честные выборы.

Организуемые нами общественные наблюдения за выборами осуществляются на независимой основе. Мы не оказываем индивидуальной поддержки кандидатам в целях их избрания. Наш мониторинг проводится, для того чтобы обеспечить соблюдение избирательных прав граждан со стороны всех участников избирательного процесса: кандидатов, политических партий, избирательных комиссий, органов исполнительной и законодательной власти.

При анализе наблюдений мы пользуемся не только очевидным фактором соблюдения Закона, но и критериями уважения избирателя и его права на реальный и свободный политический выбор, права на честный, профессиональный и демократический избирательный процесс.

Прошедшие 19 мая 2002 года в Самаре выборы показали, что как демократический правовой институт они загнаны в тупик действиями избирательных комиссий и исполнительной власти, исключающими главный принцип выборов - свободное волеизъявление граждан.

С каждыми новыми областными и муниципальными выборами все меньшее количество граждан согласно участвовать в устраиваемом властью фарсе.

Выборы же 19 мая демонстрируют полную подконтрольность окружных и участковых избирательных комиссий исполнительной власти, их правовой нигилизм и уверенность в безнаказанности, порождающие многочисленные нарушения выборного законодательства вплоть до фальсификаций.

Постоянной практикой местных выборов стала фальсификация заявок избирателей для "голосования на дому". Наше наблюдение в двух округах г. Самары показало, что реестры избирателей для "голосования на дому" составляются без ведома избирателей членами участковых избирательных комиссий заранее и в день голосования, на основе данных о пожилых людях представленных в значительной части социальными службами. Тем самым нарушается Закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан…" ст.3: "…Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление".

Практически на каждом избирательном участке Железнодорожного района г. Самары нашими представителями наблюдались и зафиксированы десятки случаев, когда избиратели, якобы внесенные в "Реестры", при приходе к ним членов УИК, заявляли, что они не делали заявок для голосования на дому, и зачастую отказывались голосовать. Более того, в реестрах избирателей, якобы пожелавших проголосовать на дому, оказалось большое число сфальсифицированных заявок от избирателей, которые уже по несколько лет не проживают по указанным адресам, а некоторые из них давно умерли. Имеется случай "заявки для голосования на дому" от имени избирательницы, умершей 6 лет (!) назад.

То же самое можно сказать и о списках избирателей, обладающих активным избирательным правом. Списки избирателей в округах фактически фальсифицируются. В них присутствует большое количество лиц, умерших или выбывших с места жительства. Их присутствие в списках создает возможности как для подложного голосования от их имени, так и для увеличения явки избирателей путем исключения этих лиц из списков в день голосования.

Так в Железнодорожном округе №1 г. Самары в день голосования количество избирателей было уменьшено избирательными комиссиями более чем на 1200 человек по причине "выбытия или смерти" без каких-либо подтверждающих документов. Спрашивается, имели ли избирательные комиссии "подпольные" списки выбывших избирателей и в соответствии с ними производили вычеркивания или же они вычеркивали живых избирателей? И то и другое является криминалом. Такое возможно только тогда, когда комиссии уверены в своей безнаказанности.

Из 350 проверенных нами заявлений граждан на досрочное голосование, 250 были допущены к досрочному голосованию в нарушение избирательного законодательства, поскольку указанные ими причины не входят в перечень законодательно установленных причин (п.1 ст.53).

Практикой работы участковых избирательных комиссий стало насильственное оттеснение от активной работы в комиссиях представителей политических партий и отстранение их от контроля над избирательным процессом.

Решения, принимаемые УИК (если они вообще принимаются комиссиями) и, как сказано в избирательном законодательстве, "коллегиально", а не лично их председателями, не протоколируются. Это открывает возможности для произвола со стороны председателей, что в действительности и происходит. Так, к примеру, статья "оплата работы" членов УИК закрыта для представителей политических партий. Их оплата производится исходя из принципа "хотим - заплатим, хотим - не заплатим". На 667 участке (а возможно и на других участках) Промышленного округа "партийцев" шантажировали неоплатой их работы, если они откажутся подписать новый протокол об итогах голосования, составленный через два дня после проведения выборов.

В соответствии с законом РФ "избирательные комиссии работают открыто и гласно…", что означает открытость и доступность информации о работе комиссий. Но до гласности в работе комиссий, как до неба… Достаточно сказать, что графики дежурств членов УИК на досрочном голосовании, появились в округе №1 Железнодорожного района в последние два дня, только под давлением общественности, да и то далеко не всегда соответствующие действительности. Однако наше желание увидеть в графиках представителей политических партий вызывало неприятие и агрессию, либо ответ: "информацию не дадим - это наша внутренняя работа…". Хамство в каждодневной жизни возмутительно для всякого нормального гражданина, но хамство, с помощью которого "охраняют внутренние секреты в УИК" возмутительно вдвойне.

Администрация Железнодорожного района, обклеила округ №1 листовкой об оказании юридических консультаций по вопросам работы администрации, которые получить можно было именно в помещениях избирательных участков, и именно в дни досрочного голосования. "Менеджером программы консультаций" выступила председатель окружной комиссии округа №1.

В день голосования, в нарушение законодательства в округе №7 на 11 избирательных участках продлили голосование на два часа (до22 часов).

Вопиюще циничной практикой работы председателей избирательных комиссий стало сопротивление наблюдению в день голосования весьма простым способом: не принимать никаких заявлений, актов и жалоб. Для того чтобы, осуществить такой простой акт и получить отметку об этом на втором экземпляре, необходимо было доказывать председателю УИК о наличии у подателя такого права. Здесь тоже не обошлось без "инструктажей" вышестоящих комиссий. Выход найден простой: жалобы не зафиксированы, значит, нет и нарушений.

Постоянно действующие и доступные каналы информирования граждан со стороны избирательных комиссий отсутствуют. Информационная и просветительская работа избирательных комиссий с населением ограничилась только призывом к досрочному голосованию. Мы видим в этом имитацию информирования и предоставление ограниченной информации в своих целях.

Мы отмечаем правовой нигилизм руководителей избирательных комиссий и слабую правовую подготовку членов УИК, направляемых от политических партий, также как и саму работу партий по наблюдению за выборами с целью соблюдения законодательства и защиты прав избирателей.

По нашему наблюдению, агитация во время избирательной кампании направлена не на информирование избирателей о позиции, сильных сторонах и предложениях того или иного кандидата, а на то, чтобы обмануть избирателя, причем одного и того же контингента, а именно пожилых людей и склонить их проголосовать за кандидата, которого выбрала власть.

Выборы становятся игрой за спинами подавляющей части избирателей. Избиратели же отнюдь не апатичны и не "устали", как пытается представить это власть. Своим отказом участвовать в выборах они выразили свою волю и свое отношение к власти.

Честные и демократические выборы предполагают, что именно воля избирателей и должна определить победу того или иного кандидата.

Просим прокуратуру Самарской области, областную избирательную комиссию Самарской области, данное заявление считать официальным.

Координатор Ассоциации "В защиту прав избирателей "Голос" Л.Г.Кузьмина
Председатель регионального отделения Демократическая партия России    Е.Ю.Ларцев
Исполнительный директор общественного Фонда "Самара-ХХI Век" Ю.А.Никишин

© 2002г. "Информ-С"