"Голос"
Александр Лашманкин

Штрихи наблюдателя к заседанию Областной избирательной комиссии Самарской области по формированию окружных избирательных комиссий

 

16 сентября 2003 г. на заседании облизбиркома слушались три вопроса:

  1. Ход формирования окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы и назначение их председателей.
  2. О рабочей группе содействия ОИК и ТИК по выборам депутатов Государственной Думы.
  3. О закреплении членов облизбиркома за ОИК.

Кроме членов облизбиркома на заседании присутствовали немногочисленные наблюдатели от демократических партий, наблюдатели Ассоциации "Голос", журналисты. Присутствовала главный специалист юридического отдела обладминистации. Она комментировала, является ли тот или иной кандидат муниципальным или государственным, и наблюдала за процессом заседания.

Открыл заседание и зачитал повестку председатель облизбиркома Федор Садчиков. Повестка была принята сразу и единогласно. Комиссия перешла к первому вопросу. Слово было предоставлено секретарю облизбиркома Галине Циденковой, поскольку именно она по словам председателя осуществляла всю подготовительную работу по формированию предложений о составе ОИК.

"Проделана большая работа. Все документы, представленые нам были в полном соответствии с законом, поскольку мы проверяли их очень тщательно. Замечания, которые возникали, прорабатывались в рабочем порядке. К рассмотрению было представлено 147 кандидатур от 13 политических партий и избирательных блоков 53 кандидатуры, от 21 общественного объединения - 31 кандидатура, от состава предыдущих ОИК - 7 кандидатур, от 23 органов самоуправления - 56 кандидатур", сказала секретарь комиссии Галина Циденкова. Здесь уместно отметить, что в выданных членам облизбиркома документах нет ни одного кандидата, у которого было бы явно указано, что он направлен предыдущим ОИК, однако в документах обнаружено 6 кандидатов не понятно кем направленных, в соответствующих графах таблицы зияли пустоты. Можно предполагать, что именно они и направлены от предыдущих составов ОИК. Что интересно, у членов облизбиркома это вопросов не вызвало, видимо они знали кто и от кого направлен.

Затем секретарь выдвинула предложение о количественном составе ОИК по всем пяти округам - 14 человек. Председатель внес предложение рассматривать количественный состав комиссий по каждому округу отдельно, после результатов рейтингового голосования по каждой кандидатуре. Член облизбиркома Сергей Юрин высказался против этого предложения. Он заявил, что облизбирком в таком случае можно обвинить в том, что облизбирком постарался не допустить к участию в работе тех или иных ОИК неугодных ему. Рабочая группа облизбиркома рекомендовала сделать количество членов всех ОИК равным 14.

После чего был обсужден механизм рейтингового голосования. В итоге в комиссии входили кандидаты, набравшие более половины голосов от числа присутствовавших членов комиссии. В случае если до таких кандидатур в ОИК не набиралось на 14 человек, то из оставшихся выбирали тех, на чью долю пришлось наибольшее количество голосов, и переголосовывали их.

Все 13 членов комиссии проголосовали за равный количественный состав всех ОИК - 14 человек. Здесь следует отметить, что председатель не поставил в этот момент заседания на голосование предложение Сергей Юрина о рейтинговом голосовании. Облизбирком плавно перешел к голосованию по кандидатурам. Представители избирательных блоков прошли без вопросов. А затем возникли новые предложения по процедуре голосования. Так было озвучено предложение голосовать членов ОИК списком.

В этот момент председатель Садчиков поставил вопрос о способе голосования. После некоей "подковерной" возни большинство комиссии высказалось за то чтобы голосовать за каждую кандидатуру отдельно. Однако, не смотря на принятое решение, попытки голосовать и рассматривать только некие списки кандидатов, составленные на "рабочих группах", то есть оставить кандидатуры не вошедшие в них без демократического рассмотрения, не прекратились. И только вмешательство Сергея Юрина остановило попытку изменить принятую процедуру голосования явочным порядком. Голосование началось.

Хочу заметить, члены облизбиркома давали исключительно оценочные характеристики персонажам, представляя своих кандидатов на пост председателя комиссий. Не было понятно как соотносятся эти оценки с функциями председателя органа, который должен обеспечить демократические и справедливые выборы. Характеристика кандидата в председатели ОИК в Сызранском округе №153 представителя блока "Отечество вся Россия" Сафина Р. Н. представляла сведения об его образовании - казанский университет, юридический факультет; послужной список - 9 лет следователь военной прокуратуры, 2 года консультант министерства юстиции по судебной работе, в настоящее время руководитель Сызранского филиала Самарской регистрационной палаты. В дополнение о нем было сказано буквально следующее: "Человек исключительно руководствуется рамками закона, принципиален, я знаю его давно, и по своей работе я ещё раз повторю, отличается именно принципиальностью при принятии решений, поэтому предлагаю его кандидатуру". Каким образом перечисленные сведения смогли повлиять на членов комиссии не ясно. Поскольку ответ на вопрос, какие качества следователя военной прокуратуры помогают в обеспечении демократии в должности председателя ОИК №153, очень неоднозначен, так как опыт армейской дисциплины и беспрекословного исполнения приказов может заставить человека усомниться в абсолютном приоритете демократии и преимуществах свободы выбора. Но возможно, вследствие такой блестящей характеристики, других кандидатур не поступило, и единогласно был избран председателям ОИК №153 Рустам Сафин. "Российская Федерация!", таким восклицанием в порыве благонамеренных чувств дополнил имя победителя один из членов избиркома.

Мой опыт контакта с различными правительственными учреждениями говорит, что системы принятия решений там абсолютно непрозрачны, критерии не ясны и практически всегда субъективны. Это может быть вызвано тем, что принимаются они исходя из интересов тех или иных бюрократических групп или персон, а вовсе не в интересах общественного блага как это декларируется.

Соблюдение гласности при работе комиссии, очевидно, было недостаточным. Так, наблюдателям не были розданы списки кандидатов. Когда я обратился к секретарю с просьбой выдать эти списки, та, ссылаясь на решение выдавать эти документы только членам комиссии, отказала в просьбе, и только благодаря любезности одного из членов комиссии мы смогли получить эти документы. Во время оглашения кандидатур, не сообщалось о том, какая организация выдвинула этого человека в ОИК. Когда наблюдатель Ассоциации "Голос" Юрий Никишин предложил зачитывать вслух организацию, направившую кандидатуру в ОИК, председатель облизбиркома Федор Садчиков лично отклонил эту просьбу.

После того как составы и председатели ОИК были избраны, председатель озвучил мысль, что кураторы округов должны помочь избрать заместителей и секретарей. Решили на следующий день собрать председателей ОИК и разъяснить им порядок проведения первого заседания ОИК.

Комиссия подошла ко второму вопросу - о рабочей группе содействия ОИК и ТИК по выборам депутатов Государственной Думы. У членов комиссии на руках состав рабочей группы. Председатель зачитывает её состав: Циденкова секретарь комиссии; член комиссии Сучков; работники аппарата областной избирательной комиссии: Аникин - юрист избирательной комиссии, Фроськин - руководитель ГАС выборы, Белякова - ведущий специалист контрольно-ревизионной службы, Зябов - начальник организационного отдела администрации области, а также представитель ГУВД Самарской области в лице представителя паспортно-визовой службы.

Задачи возлагаются следующие: прием документов от кандидатов и их проверка, для решения вопросов регистрации кандидатов в областной комиссии. "Должны быть постоянные работники, которые могли бы проконсультировать по любому вопросу в любой момент", объясняет председатель. "Предлагаю этот вопрос временно отложить", сказала главный специалист юридического отдела администрации Самарской области, "нельзя писать, "составить рабочую группу из членов избирательной комиссии Самарской области" потому, что туда входят и работники аппарата". Председатель поблагодарил за это предложение. Изменение, предложенное юристом обладминистрации, внесли и проект решения был утвержден единогласно.

По третьему вопросу, о закреплении кураторов за округами сложилась следующая ситуация, в Новокуйбышевском округе высказали желание работать Адамов, Золотарев и Юрин, в Промышленном - Рогожин и Фомичев, в Самарском - Валюженич и Паулов, Сызранский - Быстрецкий, Клешненков и Бурла, Тольяттинский - Сучков. Проект решения был также принят. Затем комиссия поднялась в кабинет председателя и обсудила "разное".

После завершения заседания председатель Федор Садчикова, ответил на вопросы прессы.
Корреспондент: Чем Вы руководствовались при выборе председателей ОИК?
Федор Садчиков: Я думаю, надо спросить у каждого члена комиссии, вы видели, что всё было очень демократично. Мы голосовали по каждой кандидатуре в члены комиссии и были альтернативы по председателям комиссий. Я думаю, что члены комиссии руководствовались общими характеристиками того или иного кандидата, то есть знания, опыт, умение работать, умение налаживать контакты с людьми, поскольку работа в ОИК очень непростая работа и нужно уметь налаживать контакты. Думаю, что члены комиссий учитывали все факторы: организаторские способности, юридические знания, опыт работы и т. д.


© 2002г. "Информ-С"