Источник:
Самарский полиэтнический гуманитарный лицей
"Гармония Мира"


КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В продолжение и развитие прекрасных идей, которые нашли своё воплощение в проведении Гражданского Форума в ноябре 2001 года в Москве, и в соответствии с концепцией поддержки общественных инициатив, предлагаем Вашему вниманию канву концепции гражданского образования, которое, на наш взгляд, cовершенно необходимо для дальнейшего цивилизованного развития России.

В современном российском обществе присутствует опасное недопонимание следующего:
  1. Единственным гарантом устойчивого демократического будущего России является само российское общество, воспитанное и образованное в сфере ценностей гражданской культуры. Только гражданская воля многомиллионного российского общества способна удержать любого высокопоставленного авантюриста или радикальную организацию от попытки создания в России авторитарного типа управления. Отсюда вытекает крайняя важность реформирования системы образования в России в сторону ценностей гражданской культуры. Не каждый молодой человек, окончив школу, продолжит своё образование в области математики, физики или биологии, но каждому жить в российском обществе. К сожалению, среди выдвинутых в последнее время приоритетов в области образования (информатика, английский язык и физкультура) не нашлось места гражданской культуре.

  2. Российская культура и русский язык являются государственно- образующими в нашей многонациональной стране. Это культурная основа целостности России. Переходный период 1990-х годов ознаменовался критическим снижением в обществе чувства государственного патриотизма, "русского духа". В то же время, каждое государство, в том числе и демократическое, заботится о воспитании своего молодого поколения в духе здорового государственного патриотизма. В настоящее время за рубежом продолжают существовать сильные организации, работающие против целостности России, нередко в отношении неё осуществляются очевидные двойные стандарты. В этих условиях в образовании необходимо усиление внимания к российской истории и культуре русского языка.

  3. Россия - страна многонациональная. В этом её богатство и её проблемы. Печальный опыт вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР, нарастание терроризма во всем мире, чаще всего вызванного межэтническими или межконфессиональными противоречиями, массовые потоки вынужденных переселенцев и беженцев - именно эта неблагоприятная обстановка обусловила исключительное внимание мирового сообщества к проблемам принципиального ненасилия в мире, к развитию принципов культуры мира, толерантности, взаимной терпимости. Как отмечено в документах Правительства РФ "…первоочередной задачей государства на рубеже веков является гармонизация межнациональных отношений, предотвращение и разрешение кризисных ситуаций в этой сфере, восстановление связей с соотечественниками за рубежом" (Постановление Правительства РФ от 12.11.1998 № 1321 "Вопросы Министерства Национальной политики Российской Федерации") .
    В связи с этим в образовании необходимо усиление внимания полиэническому воспитанию, к развитию интереса к культурам народов, населяющих конкретный регион.

  4. Средства массовой информации, помимо целей, оговорённых их уставами, являются важными органами воспитания и образования. Хотят они этого или нет. Более того, для значительного числа людей, которые по разным причинам не могут посещать традиционные учебные заведения (институты, школы, курсы и пр.), СМИ являются почти единственными органами образования. Следовательно, они во многом несут ответственность за состояние общества. Понимания этого простого факта нет в обществе в целом и, особенно, в обществе журналистов. Следовательно, для развития гражданского общества в России необходима плотная работа со средствами массовой информации в сфере гражданской культуры.

На основе изложенного выше предлагается модель гражданской культуры, которая гармонично сочетает в себе три основные составляющие: общемировую, общероссийскую и региональную.

  1. Общемировая: ценности, накопленные всем человечеством. Это права человека, правовая культура, основы демократического общества, роль некоммерческих организаций и средств массовой информации, гражданская свобода и гражданская ответственность. Человек как гражданин мира.
  2. Общероссийская: российская история, российская культура, культура русского языка. Человек, как россиянин, патриот своей Родины.
  3. Региональная: местная история, краеведение и, обязательно, полиэтнизм, то есть изучение культуры, языка, религии народов, населяющих данный регион. Человек, как патриот своей малой родины.

Предлагаем создать в России сеть образовательных центров гражданской культуры, которые будут осуществлять реформирование образования в сторону гражданской культуры, трёхчастная модель которой описана выше. Образовательные центры гражданской культуры будут работать как с традиционными образовательными учреждениями, так и со средствами массовой информации.

В Самаре предлагаем использовать для этого базу Самарского полиэтнического гуманитарного лицея "Гармония Мира", одного из первых авторских полиэтнических учебных заведений в России.

Все мнения, оценки и предложения просим направлять по адресам:
forum@forumsamara.ru,    guberf@transit.samara.ru.

Для писем и факсов:
  • 443001 Самара, ул. Самарская, 203-Б, ком. 224.
    Самарский губернский фонд поддержки общественных инициатив.
    Телефон, факс. (8462)-42-30-66

  • 443056, Самара, пр. Масленникова 40 А СПГЛ "Гармония Мира" Телефон (8462) 34-77-13.

  • Министерство образования РФ.
    Координатор Министерства по Гражданскому Форуму Кузьминов Ярослав Иванович, kouzminov@hse.ru.


А.Ф.Китаев, главный эксперт, автор концепции гражданского образования
А.М.Плахотя, директор Лицея


© 2002г. "Информ-С"